Весной 2003 года компания “Агат-РТ” начала поставки нового для отечественного рынка продукта – IP-АТС “Иволга”. Статьи об этом устройстве уже публиковались в предыдущих номерах нашего журнала. Новизна предложенных технических решений и отсутствие на рынке сопоставимых по цене изделий аналогичного класса обусловили большой интерес к “Иволге” со стороны как крупных компаний, так и небольших фирм. В данной статье речь пойдет о концептуальных отличиях “Иволги” от оборудования схожего назначения.
Ю.Л. Анисимов
ген. директор компании “Агат-РТ”
Новая концепция УАТС
Напомним, что устройство “Иволга” представляет собой по сути офисную АТС и находится в той же ценовой нише, что и представленные на рынке обычные импортные офисные АТС. Однако предусмотренная в этом устройстве поддержка работы с IP-сетью позволила реализовать принципиально новые возможности при использовании оборудования такого класса.
Новизна подхода достигнута благодаря реализации в оборудовании “Иволга” следующих основных принципов:
- Любой абонент “Иволги” может организовать телефонное соединение как с абонентом этого же устройства, так и через IP-сеть с абонентом удаленной другого (удаленного) устройства “Иволга”.
- Все действия абонента по управлению соединением (набор номера, перевод звонка, организация сеанса конференц-связи и т.п.) одинаковы как при связи в пределах одного устройства, так и при разговоре через IP-сеть.
- Пользователь IP-АТС “Иволга” может самостоятельно задавать как номерной план (то есть таблицу соответствия телефонного номера порту какой-либо “Иволги”, к которому относится данный номер), так и любые другие многочисленные настройки устройства.
- Абонентом IP-АТС “Иволга” может выступать так называемый “программный клиент”, то есть приложение, работающее на удаленном компьютере и связывающееся с портами “Иволги” через IP-сеть. Программному клиенту доступны все операции по управлению соединением, предусмотренные для обычного абонента, а так же полноценный дуплексный голосовой обмен с абонентами “Иволги”. Данное свойство позволяет легко реализовывать на базе этого устройства практически любые системы компьютерной телефонии (голосовая почта, Call-центры и т.п.) без использования дополнительного оборудования.
- Любое количество устройств “Иволга” может быть объединено в единую телефонную сеть, и выступать для абонентов этой сети в качестве одной большой УАТС со своим номерным планом, который задается пользователем. В качестве транков (в общепринятой для обычных УАТС терминологии) при объединении IP-АТС выступает IP-сеть (Интернет, Ethernet и т.д.).
Наличие в “Иволге” указанных свойств позволяет строить на базе этих устройств масштабные распределенные телефонные сети с поддержкой услуг компьютерной телефонии (рис.1). При этом емкость и территориальная удаленность абонентов таких сетей может быть практически неограниченной.
Рис.1 Телефонная сеть на базе IP-АТС “Иволга”
Концептуальные преимущества
Традиционный способ организации распределенных телефонных сетей, применяемый до настоящего времени в подавляющем большинстве случаев, подразумевает установку УАТС соответствующей емкости во всех объединяемых сетью офисах (рис.2). Часть незадействованных портов УАТС подключается при этом к стандартному шлюзу IP-телефонии, другая часть – к системе компьютерной телефонии, выполненной на базе компьютера с установленными в нем специализированными платами.
Рис.2 Традиционная архитектура распределенной телефонной сети
Концептуальные преимущества использования “Иволги” становятся очевидными при сравнении описанной традиционной сети с сетями, организованными на основе этого устройства.
Во-первых, в сетях на базе “Иволги” нет необходимости применять дополнительное оборудование, такое, как шлюзы IP-телефонии и платы компьютерной телефонии: вся необходимая функциональность реализуется непосредственно “Иволгой”. Благодаря этому, используемое для построения сети на базе “Иволги” оборудование будет намного — в несколько раз! – дешевле, чем при традиционном способе решения задачи.
Во-вторых, при использовании “Иволги” для работы программы, реализующей услуги компьютерной телефонии, не нужно задействовать один или нескольких специально выделенных компьютеров с дополнительными платами. Такая программа может работать на любом офисном компьютере, причем на всю сеть достаточно только одного (!) такого компьютера, установленного в любом из офисов. Надо лишь обеспечить его подключение к Интернет-каналу с соответствующей пропускной способностью.
Кроме того, при традиционном способе построения сети функциональность УАТС в полной мере используется только при связи абонентов в пределах одного офиса; для связи с удаленными абонентами необходимо осуществить донабор номера в соответствии с номерным планом удаленного офиса. При задействовании “Иволги” каждый абонент сети и система компьютерной телефонии имеют свой номер, причем номерной план – единый для всей сети – формируется администратором с учетом специфики организации. Вся функциональность УАТС доступна любому абоненту сети независимо от его территориального местоположения.
“Иволга” и компьютерная телефония
В настоящее время на отечественном рынке представлен достаточно широкий выбор всевозможных систем компьютерной телефонии (CTI) – от недорогих автосекретарей до сложных Call-центров. Большинство подобных систем строится на базе специализированных плат CTI, предназначенных для установки в компьютер. Взаимодействие работающего на компьютере приложения и платы осуществляется через внутреннюю шину компьютера.
Как уже было отмечено, “Иволга” поддерживает практически все функции плат CTI, но, в отличие от классической системы CTI, связь управляющего компьютера и устройства CTI, которым в данном случае является “Иволга”, производится через IP-сеть. Благодаря этому один компьютер может обслуживать сколь угодно удаленные телефонные линии, а для наращивания системы достаточно подключить к IP-сети дополнительные устройства “Иволга”.
Таким образом, “Иволга” может использоваться как самостоятельная плата компьютерной телефонии. В то же время, приложение CTI может служить для установления полноценного телефонного соединения с любым портом телефонной сети, образованной некоторым количеством устройств “Иволга”. Это позволяет практически неограниченно увеличивать набор услуг, предоставляемых абонентам такой сети, без каких бы то ни было дополнительных аппаратных затрат на установку нового оборудования, прокладку проводов и т.п..
Летом 2003 года компания “Агат-РТ” выпустила бесплатное средство разработки Windows-приложений компьютерной телефонии на базе “Иволги” – библиотеку IvolgaCallSDK. Данный продукт предоставляет пользователю набор простых и интуитивно понятных функций, позволяющих программно реализовывать все доступные для абонентов “Иволги” действия по установке соединения и голосовому обмену между компьютером и обслуживаемыми линиями.
Интерфейс библиотеки выполнен на основе рекомендации ITU-T Q.931, и достаточно близок к интерфейсу, предусмотренному в SDK плат CTI многих производителей. Благодаря этому существующие приложения компьютерной телефонии могут быть с минимальными затратами адаптированы для работы с “Иволгами”. При разработке новых и адаптации уже существующих приложений программисту не нужно вникать в нюансы сигнального обмена устройства “Иволга” в IP-сети: все рутинные операции выполняются библиотекой IvolgaCallSDK.
Расширение семейства
Компания “Агат-РТ” разработала и в ближайшее время планирует начать поставки принципиально нового изделия – “Иволга 3010” (рис.3). Данное изделие обеспечивает весь набор функций, реализуемых в устройстве “Иволга 2010”, и полностью с ним совместимо.
Вычислительные ресурсы устройства “Иволга 3010” обеспечивают обслуживание до 32 каналов FXO или FXS и до 2 потоков Е1 одновременно. Помимо этого, “Иволга 3010” реализует следующие функции:
- поддержка компрессии речи по алгоритмам G.723, G.729, GSM0610, G.711;
- поддержка факсимильного обмена через IP-сеть;
- установление соединения по протоколу SIP.
Последняя функция обеспечивает соединение устройства “Иволга 3010” не только с другими изделиями семейства, но и с оборудованием других производителей, в частности Cisco.
Немаловажно, что вычислительные ресурсы “Иволги 3010” позволяют существенно расширить возможности ее внутреннего программного обеспечения. В настоящее время специалисты компании “Агат-РТ” работают над увеличением набора услуг, поддерживаемых данным изделием. Обновление этого набора будет достигаться простой записью кода ПО во внутреннюю память устройства.
Компания “Агат-РТ” приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных дилеров и системных интеграторов.