
Основные цели, которые преследуются при телефонизации предприятий малого и среднего бизнеса — достижение максимальной быстроты и качества обслуживания клиентов, снижение затрат на телефонные разговоры, освобождение сотрудников от многочисленных рутинных операций, связь между территориально удаленными друг от друга подразделениями.
На рынке представлено достаточно много современных решений, в той или иной степени обеспечивающих достижение указанных целей. В основном используются следующие подходы к телекоммуникационной корпоративной платформе:

- Недорогая учрежденческая АТС, функционал которой наращивается до требуемого уровня путем подключения дополнительного оборудования. Таким оборудованием могут быть шлюзы IP-телефонии, система записи телефонных переговоров, Call-центр, аппаратура конференцсвязи, автосекретарь и многое другое.
- «Продвинутая» конвергентная УАТС, реализующая на базе единой платформы весь современный функционал учрежденческой АТС.
- Программная IP-АТС. В этом случае нужный перечень услуг «набирается» платными программными опциями, а стык с сетями TDM осуществляется посредством IP-шлюзов или плат компьютерной телефонии (CTI).
Все перечисленные подходы имеют свои плюсы и минусы.
Недорогая УАТС

Это наиболее экономичный вариант, но нужно учесть следующее:
- Каждый из элементов телефонной сети работает по своей идеологии, которая как правило слабо увязана с принципами работы других элементов. По этой причине страдает удобство работы с системой в целом.
- Структура телефонной сети усложняется, а ее надежность снижается из-за большого количества «разношерстного» оборудования и ПО, что приводит к росту издержек на инсталляцию и администрирование сети.
«Продвинутая» конвергентная УАТС

Вариант на базе «продвинутой» УАТС свободен от перечисленных недостатков предыдущего продукта, но как правило для его реализации используется очень дорогое импортное оборудование и ПО. Настройка и администрирование современной учрежденческой АТС является достаточно сложной задачей, решение которой под силу только высокооплачиваемому сертифицированному специалисту. Нередко расширение учрежденческой АТС по емкости и функционалу может происходить только с использованием дорогостоящих компонент «родного» производителя. Все это делает данный вариант экономически не выгодным для многих предприятий среднего и малого бизнеса.
Программная IP-АТС

Программная IP-АТС не содержит перечисленных недостатков варианта на базе недорогойУАТС, однако имеет свои минусы:
- В качестве внутренних телефонных аппаратов, как правило, используются IP-телефоны или так называемые софтфоны. Большинство IP-телефонов существенно дороже обычных аналоговых телефонных аппаратов, что приводит к увеличению стоимости решения, особенно при значительном количестве абонентов. Софтфоны работают только при включенном ПК, что делает их не всегда удобными для применения.
- Зависание компьютера, на котором установлено ПО IP-АТС, вирусы, атаки хакеров, перебои с вычислительной сетью предприятия могут оставить всю организацию без внутренней и внешней телефонной связи, до устранения неполадок.
- Для стыка программной IP-АТС с городскими телефонными линиями требуются IP-шлюзы или платы CTI. Если количество таких линий существенно, или подключение производится через потоки Е1, то удорожание всего решения становится весьма чувствительным.
- Все разговоры организуются посредством пакетной коммутации. При этом возможно проявление эффекта эха на стыках с аналоговыми линиями ТфОП, хотя на «хороших» линиях этот эффект практически не заметен. Кроме того, могут иметь место такие явления, как задержки и потери пакетов при большой загрузке сети. Все эти явления могут привести в некоторых ситуациях к ухудшению субъективного восприятия звука.
- Недорогие программные IP-АТС зачастую не обеспечивают принятый для современных учрежденческих АТС набор функций. Возможности автоматической обработки вызовов ограничены самыми простыми сервисами, в идеологию этих сервисов не интегрирована или слабо интегрирована поддержка факсов.
- Программные IP-АТС, предоставляющие современный телекоммуникационный уровень сервиса, по цене приближаются к дорогим импортным УАТС. А с учетом необходимости установки такого дорогостоящего оборудования, как IP-телефоны и шлюзы IP-телефонии, могут оказаться еще дороже.